2 декабря 2011 г.

Травертину Бурдрамы под слоем краски

Государственный бурятский драматический
академический театр драмы им. Х. Намсараева (2011)
Вчера состоялось открытие, после реконструкции, театра Бурятской драмы им. Х. Намсараева.

На самом открытии к сожалению побывать не смог, но как только появится возможность сходим туда всей семьей.

Сегодня до начала работы, сходил к театру, и подтвердились, к сожалению, мои опасения по поводу главного фасада - поначалу думал, что при реконструкции барельеф просто закрыли какой-то грунтовкой (мало ли чего может случиться), но сегодня своими глазами убедился, что фасад покрашен белой краской.


Театр Бурдрамы в 80-90-ые годы XX века
фото с сайта "Вектор Улан-Удэ"
Да все бы было не так страшно, если бы не материал фасадов Бурдрамы - араратский травертин (известковый туф). Ведь этот уникальный природный камень, с нежным розоватым оттенком,  везли через весь СССР из Армении, специально для театра.

На северном фасаде видно, что стену продлили и постарались выполнить в том же цвете что и основная стена, но на главном фасаде почему-то сделали по-другому.

Чем интересно руководствовались архитекторы работавшие над проектом реставрации, и как к этому относится архитектор Елизавета Натановна Чечик автор проекта 1982 г. за который ей была присуждена премии Совета Министров СССР 1985 года, а так же главный архитектор Улан-Удэ П.Г. Зильберман, (который, к слову, так же входил в состав группы архитекторов работавших над проектом)?

Северный фасад. Продолжения стен выполнены из материала
похожего цветом на травертин
С кровлей по-моему тоже нелады какие-то. Понятно, что климат Улан-Удэ не позволяет нормально пользоваться плоскими крышами, но на то и архитекторы, что бы сделать все эстетично. Режет глаз кровля в псевдобурят-монгольском стиле - "пирамида" (такая же как над ТД "Верхнеудинск"), вместо классической бурят-монгольской крыши (взять к примеру любой из дацанов Бурят-Монголии).

Конечно понимаю, что критиковать всегда легко... Но главное это то, что театр открылся и коллектив принимает гостей. (А мой блог не скатился бы к сплошной критике "типа то не нравится, это не так" :)

Кстати, цитаты с сайта Минкультуры Республики Бурятия настраивают весьма позитивно:

...над внешним и внутренним убранством театра работало семь творческих бригад под руководством народного художника РФ Дашинимы Дугаровича Дугарова, в которые вошли резчики по дереву (двери, декоративные решетки в зрительном зале, скульптурные головы-маски), мастера гобелена (занавес из конского волоса), ювелиры (декоративные светильники, латунные элементы оформления дверей), мастера живописи и монументальной скульптуры...
Барельеф театра Бурдрамы (2006)
...фронтон здания украшен рельефом «Цветущая Бурятия» - авторы Д. Дугаров, Э. Аюшев, Э. Цыденов, выполнен бригадой мастеров под руководством Г. Чагдурова. В фойе темперная роспись «На земле Гэсэра». После трагической смерти автора первых эскизов росписи Александра Даржаева работа была поручена художнику Альбине Цыбиковой. Фреска состоит из трех частей. В центральной части изображены символические театральные персонажи на фоне декораций,  олицетворяющие различные эпохи в истории театра - от комедии дель’арте до советской драматургии, здесь же участники мистерии Цам, исполнявшейся в буддийских монастырях Бурятии, Монголии, Тибета. В левой части – сцены из бурятского народного эпоса «Гэсэр». Правая часть росписи наполнена красочной панорамой современной жизни Бурятии.
Барельеф театра Бурдрамы (2011)
Особый национальный колорит интерьеру театра придают светильники, ажурными подвесками спускающиеся с плафона в фойе второго этажа (художники Максим Эрдынеев, Илья Гомбоев и Дашанима Дугаров). В их форме реконструированы характерные типы бурятских ювелирных изделий, женских украшений.
Центральные входные двери и двери зала украшены резьбой, покрывающей глубоким узором всю их поверхность Резьбу дверей продолжают резные вставки на стенах зала и резной фриз над зеркалом в вестибюле. Бригаду народных мастеров-резчиков возглавлял Булат Энкеев. Резной декор находит свое завершение в скульптурных композициях из семи масок, созданных скульптором Геннадием Васильевым по мотивам эпоса «Гэсэр». Уникальный театральный занавес (размером 8,5х12 метров) изготовлен из конского волоса бригадой гобеленщиц, возглавляемой Светланой Ринчиновой по эскизу «Весна, подснежники», разработанному художниками Солбоном Ринчиновым, Эдуардом Аюшевым и Дашинимой Дугаровым...

P.S.: Финансирование реконструкции прошло в рамках весьма спорной даты 350-летия вхождения Бурятии в состав России. Но самое главное то, что отреставрированные и построенные здания будут радовать улан-удэнцев и жителей Бурят-Монголии еще многие десятилетия, а о "юбилее" этом все забудут.

5 комментариев:

  1. Травертину Бурдрамы под слоем краски... посвящается

    ОтветитьУдалить
  2. Это годится в виде статьи в газету!
    Кстати, здание Хранилища восточных рукописей (БНЦ) тоже должно было быть покрыто армянским травертином, но его украли по дороге. целый состав вот так увели. В 90-е годы такие вещи, говорят, проходили запросто.
    и до сих пор стоит наша пирамида науки без отделки...
    Хотя может это городская легенда, не знаю.

    ОтветитьУдалить
  3. сегодня был у хранилища БНЦ - действительно там травертин или что-то похожее на него (по качеству отличается). возможно так и задумывалось, но он только на главном фасаде.

    ОтветитьУдалить
  4. нет, этот армянский камень так и не появился в реале, остался в проекте. Во всяком случае на все здание его не хватило. Говорят, что его украли по дороге, увели будто бы вагон.

    ОтветитьУдалить
  5. хоть авторов этого здания узнали. особенно заинтересовал "На земле Гэсэра" (Даржаев-Цыбикова). Специально сходил и посмотрел. классно

    ОтветитьУдалить